Гоночные ковши и многоточечные ремни безопасности


Решил запилить тему про установку ковшей и ремней безопасности. Думаю вполне актуально, так как популярность всяких любительских соревнований растет с каждым днем, а уровень подготовки и подход к постройке оставляет желать лучшего.

Идея накатать тему появилась не на ровном месте. Ко мне привезли машину на установку ковшей и 6ти точечных ремней безопасности.
Мне и раньше приходилось ставить ковши, но достаточно давно и хотя все нюансы знаю, решил освежить инфу в голове, «разложить по полочкам».

У меня складывается ощущение, что многие из тех, кто дозрел до покупки ковшей (новых или бу, не важно), ограничиваются радостью приобретения, что «вот он ковш, ковшик ты мой (с) язь», а про правильную установку забывают. А как показала практика, купить ковши — это пол дела. Довести грамотно начатое доконца весьма не просто и далеко не у всех на это хватает терпения и денег.

И тут нужно особенно не забывать про один важный нюанс — ковши это часть системы безопасности. И при не правильной установке можно получить из безопасности опасность.

Так же, интересный и важный момент — снижение веса.

Немного теории

Из чего состоят штатные сиденья, и собственно из чего складывается вес?

  1.  Само сиденье.
  2. Салазки. (обычно это достаточно жирная стальная рама с механизмом регулировок сиденья.

Салазки прикручены к полу (обычно 4е точки крепления болтами), сиденье в свою очередь прикручивается к салазкам. В живую же последовательность немного другая — вне машины собираем седло с салазками, а уже потом всю эту конструкцию ставим в салон.

В штатном конфиге рама салазок может весить достаточно прилично, в районе 5-8кг на современных машинах.
Само же сиденье (без салазок) может легко превышать 20кг.

Теперь перейдем к ковшам

Основные плюсы:

  • Безопасность
  • Держак в поворотах
    вес
  • Возможность сидеть ниже (многие поймут о чем я, покатавшись в шлеме на кольце).

Так выглядит ковш без всяких ништяков. В 99 процентов случаев он будет именно пустой, без каких либо железок.

Вес большинства ковшей от 5ти кг (дорогие модели), до 10кг (недорогие, либо просто большие). Есть конечно и эксклюзивы, с весом и в 3 и в 2.5кг, но это совсем редкость, чаще всего с огромной ценой и изначально без омологации.

На большинстве современных ковшей крепежные точки находятся на боковой плоскости, по 2 с каждой стороны (болты вкручиваются горизонтально).
Далее нам нужно перейти с горизонтального крепления, на вертикальные, т.к. Точки крепления на кузове будут располагаться на полу вертикально.
Для этого мы берем боковые салазки.

Салазки

Салазки могут быть стальные (дешевле), и алюминиевые. Естественно последние будут легче.
На примере рекаро, пара стальных салазок (на 1ковш) могут весить в районе 2кг, пара алюминиевых — 1кг.
В профессиональном автоспорте все намного жеще по требованиям и собственно комфорт и удобность использования заканчиваются на этих железках с насверленными отверстиями.
На кузове под сиденьем ввариваются две поперечные трубы между порогом и центральным тоннелем, в них ввариваются втулки с резьбой и собственно на них устанавливается сиденье через боковые салазки. Захотел подвинуться вперед, открутил 4 болтика, подвинулся, закрутил обратно. Захотел повыше, ну вы дальше сами поняли.

Мы же пока так жестко корчевать не будем и пойдем по более сложному пути ).

Рассмотрим вариант установки к заводским точкам крепления сиденья.

Располагаться они могут совершенно рандомно и далеко не факт, что именно в нашей ситуации будет счастье. К примеру на многих опелях отверстия могут быть вовсе не симметричными, и иногда даже не в плоскости.
Поэтому нам нужно сделать переходники с заводской разболтовки на 4 симметричные точки, для крепления на них ковша сбоковыми салазками.
Иногда можно купить готовые адаптеры, но их стоимость и вес могут отбить все желание.


(на фото адаптеры омп)

Естественно они сделаны из стали, и как можно догадаться, весит эта конструкция «ояудивлен» (5кг легко).
Поэтому в идеале для минимизации веса надо придать этому пункту одно из самых важных значений.
Как вариант, по возможности сделать какое нибудь кастомное решение из алюминия ;).

Кроме того, особо зажранные личности могут захотеть иметь возможность регулировки сиденья по длинне.
Для этого нам потребуется повесить ещё по паре кг на каждую сторону.

Такие салазки скользячки делают многие бренды, типа рекаро омп итд. Стоит обратить внимание, что крепление через такие салазки не проходит омологацию. Так же есть различные салазки по способу фиксации (какие то более надежные, какие то менее), на это стоит обратить внимание.

При желании накинуть ещё немножечко веса, можно в этот бутерброд запихнуть пластины для крепления ремней безопасности. Да, видел и такое решение ). Думаю оно больше для ленивых, т.к. При этом ничего не надо сверлить, пилить и варить.

Теперь надеюсь понятно, что ваш суперлегкий ковш можно с радостью утяжелить на десяток килограмм, после чего все изначальные цели по снижению веса уйдут практически на нет.

Пробегу ещё по нескольким важным пунктам установки, которые вспомнились.

  • Заводские точки крепления наполу — если они не в одной плоскости, важно выйти в одну плоскость. Нельзя допускать перекос ковша (точки крепления на ковше не должны быть в натянутом положении).
  • Крепить на подручные уголки, кусочки металла итд не стоит, т.к. Ваши ?75? Кг к примеру при вьезде в стену на 60ти кмч подвергаются перегрузкам в районе 28-30g. Для тех, у кого совсем плохо с фантазией- это равносильно 2+ тонн нагрузки.

По ремням коротко

Если вы решили оставить родные 3х точечные ремни безопасности, учитывайте, что родной замок ремня крепится к стоковым салазкам. К тому же на современных машинах чаще всего в замок встроен преднатяжитель ремня + ниже на раме сиденья крепится пиропатрон.

Как вариант, по возможности перенести пиропатрон с преднатяжителем на новое крепление ковша.

Ремень нужно будет открутить от крепления на полу и продеть его в одно из отверстий ковша, чтобы в застегнутом положении вы были нормально зажаты ремнем.

По 4-6 точечным лучше дам ссылку на инструкцию по установке. Там досаточно много важных моментов, которые необходимо соблюдать при установке.

Если коротко, то важно соблюдать углы выхода ремней (расположение точек крепления), расстояние между ремнями, расположение итд итп.
Ещё раз — повторюсь, это безопасность, так что стоит отнестись к этому серьезно.

Лучше пролистать инструкцию прежде, чем вы начнете все накупать. Если вы не готовы выполнять все пункты при установке, лучше вообще ничего не делать и ездить на стоке.
Инструкция

Теперь перейдем плавно к практике

Ковши будем ставить на 135ую бмв, которая регулярно выезжает на трек.

Седла куплены далеко не самые брендовые (бимарко достаточно бюджетный бренд) — при выборе подошли с позиции «не космас денег, новое, в наличии и чтобы попе было уютно» )

(для понимания цен — новые бимарко могут стоить в районе 15 за один ковш. Спарко — от 20-30, рекаро от 40-50. Подробнее курсивом, либо пролистываем ниже к установке.

У кого есть много денег и хочется лакшери, можно выбрать абсолютно любой ковш и привезти его на заказ. Об этом естественно стоит подумать заранее (время).

Кто хочет лакшери, но при это не хочет много денег — запасаемся попкорном, небольшой пачкой денег в наличии в кармане и идем на популярные сайты и форумы, по продаже автоспортивных ништяков, типа раллий сэйла (потраченное время -рандом. Может быть и день два — фантастиш, но скорее расчитывать на несколько месяцев, если цель поймать конкретную модель).

Для тех кто не в курсе — гоночные ковши имеют «срок годности», омологацию на 5 лет. Дальше их запрещено использовать в профессиональном автоспорте, но на любительских соревнованиях они разрешены. Раньше такие просроченные седла отдавали за муку, сейчас же из-за повышенного спроса ценники поднялись.
В любом случае спарко или рекаро в отличном состоянии можно искать за 10-20к в зависимости от модели

Итак, мы снимаем стоковые сиденье, и под ним обнаруживаем лакшери бонус.

Сабвуфер. Придется его демонтировать. В тру гонке надо наслаждаться звуком мотора )

После демонтажа от него остается кронштейн на кузове, который нам не совсем нужен, а если точнее, то вообще мешает.

Убираем его

Далее размечаем точки крепления нижних ремней (см инструкцию) и ввариваем гайки.

Делаем прорези в ковре под ремни и рым болты

Предварительно я снял размеры с крепежных точек сидений на полу и нарисовал пластины переходники.
Сделаны из алюмини, вес пары 950грамм

Прикручиваем их на пол

Дальше фотик попадал ко мне в руки реже, поэтому словами ).

В новые вваренные гайки вкручиваем рым болты для крепления ремней безопасности. Стоит сразу пофантазировать на тему, под каким углом они должны располагаться идеально. Угол после я регулировал подкладыванием разной толщины шайб. Занятие весьма занимательное )

Так же пришлось попилить боковые салазки, чтобы они не мешали скользить седлу вперед назад и не торчали. Так же в них обычно много отверстий (по высоте), а ставить чаще всего приходится в самые нижние положения. В такой ситуации верх салазок обычно перекрывает отверстие под ремни(в ковшах), что не есть хорошо, поэтому просто отпиливаем лишнее.

Опять же, надо будет сделать несколько тестовых попыток установок, чтобы понять в каком положении ковш стоит идеально. Когда ставим ковш без скользящих салазок, стоит постараться угадать длинну максимально точно. Из практики — мерять по стоковому сидению достаточно сложно.

Я обычно делаю так:

  1. перед съемом стокового седла сажусь в него,
  2. для ориентира упираюсь ногами куда нибудь на полу, и запоминаю положение, угол ног.

Часто очень удобно ориентироваться по выжатому в пол сцеплению (например вытянутой ногой жмакаем носком).

Поэтому собираем ковш с боковыми салазками, ставим его на переходники пластины и садимся в него, для определения правильной длинны. Когда найдено правильное положение, отмечаем и сверлим отверстия.

После всех примерок и когда все готово для финальной установки (7 раз отмерь), по желанию красим.

Как оно выглядит после того, как прикрутили

Для крепления задних ремней решено убить двух зайцев сразу — была вварена задняя распорка.

При таком креплении не забываем про безопасность — распорка должна выдержать достаточно серьезную нагрузку при возможном ударе (вес 2х человек под ускорением). При фронтальном ударе основная нагрузка будет именно на эти ремни. Поэтому стоит привязываться только к тому, в чем вы реально уверены, чтобы во время аварии труба не прилетела к вам сзади 😀

На самом деле не все так страшно, как может показаться, но и не так просто, как можно было подумать до прочтения этого текста.
Соблюдая все нюансы, замеры итд итп, при наличии всех железок такая установка заняла у меня около двух с половиной дней. Это инфа для тех, кто собирается вечером под пивко поставить.

По весу:

  • Ковши 9кг (х2. Установленные ковши достаточно широкие, условно «Lка»)
  • Боковые салазки (алю) + регулируемые по длинне(сталь) + переходники на пол(алю) — 4кг (х2)
  • Ремни 3кг (х2).
  • Задняя распорка — 1.5кг

Итого 33.5кг

Стоковый вес:

  • Стоковые седла в сборе с салазками 29.3 (х2)
  • Ремни сток — 4кг (перед + зад)
  • Сабы под сиденьями 3.8кг
  • Всякие болтики кронштейны 0.5кг

Итого: 66.9кг

Т.е. 33.5 кг в минус.

Машина приехала уже без задних сидений, так что их вес не знаю. Но скорее всего врядли наберется сильно больше 5ти кг. Так что в сумме при таком тюнинге можно расчитывать на 40кг в минус.

При максимальном лайтвэйте можно выбрать какие нибудь легкие ковши, килограмм в 6-6.5 весом, и не ставить скользячки, тогда можно отыграть ещё около 10ти кг, что очень даже неплохо.

PS

На всех современных сиденьях стоят пиропатроны преднатяжителей ремней, иногда подушки безопасности и маты для определения пассажира (есть нет).

Чтобы у вас на приборке не высветился сюрприз, в виде горящего значка эйрбегов и непристегнутых ремней, стоит поизучить вопрос заранее.
Тут с каждой моделью индивидуально — у кого то достаточно копеечный резистор с правильным сопротивлением купить воткнуть в разьем (под сиденьем), а кому то придется купить обманки. Такие вещи доступны на многие модели на ебее.

Если какие вопросы будут, спрашиваем

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s